ЖЕНИХ СБЕЖАЛ Из цикла Он и Она.
 Он шёл по многолюдной вечерней улице мимо фонтана с гладиаторами, держащими чашу из которой низвергался красивый журчащий водопад. В голове было облачно и сиротливо... С утра не писалось и не думалось, смотреть на уличную суету не хотелось... -" Депрессия, да? - спросил он себя вслух - Какая то фальшь и стереотипы в разговорах, мертвечина в делах -- тупиковая жизнь..."-  Что то заставило его остановиться и осмотреться..  -" Ну, что?  Этот то как?.. -                                                                                             - " Ты знаешь, кажется, ничего..."-                                                                                 - " Как и этот -- ничего ? " -                                                                                             - " Да, нет... Этот, кажется, хорошо!.." -                                                                         - " Так кажется или хорошо ? "-                                                                                     - " Точно, хорошо !.."-                                                                                                     - " Ну, наконец то ! "- сказала миловидная девушка в подвенечном платье с фатой на горделиво кокетливой прическе. Подруга, тем временем. совершала какие то почти ритуальные движения своим  гибким телом и мягкими ладошками девичьих рук, которые как бы  невзначай касались его бёдер... Странное чувство овладело им. То ли подобное уже происходило в его жизни, то ли он видел во сне эту сцену, но что то казалось повтором чего то радостного. Импульс энергии вдруг заполнил всю его суть и разбудил всю дремавшую в нём жизненную силу...  - " Видишь..- сказала девушка ему - Посмотри на эту красоту!...Маша, откинь фату, дай ему наглядеться..."-  Он увидел невероятно красивое лицо с вздёрнутым носиком, с жемчужными зубками и  блестящими глазами -- сердце застучало... - " Ты ей подходишь - сказала девушка - За весь вечер ты лишь и оказался на высоте,.. ну и мужики пошли..."  На его лице изумление сменилось радостным предчувствием чего то необычного, но обязательно прекрасного финала этой удивительной истории.           - " Да, что тут непонятного?.. Жених сбежал... Как только дошло до дела...Интимные отношения только после свадьбы,.. видите ли. Только теперь понятно стало: от общего бессилия такие кренделя выписывал и в обещанки играл, а как  до свадьбы дошло, тут же сбежал...Вот я и взяла это дело в свои руки - она провела своими белоснежными ручками по пульсирующему выпуклому бугорку у него и удовлетворённо сказала: - Ты -- точно тот, кто ей нужен! Не будь дураком, не упусти своего счастья ! ". Он не стал дураком и радостно пошёл с этими двумя удивительными созданиями. И казалось ему, что всё это он уже видел во сне.
Они избраны Из цикла Он и Она.
- Иди за мной - сказала она. Он остановился, посмотрел на неё - Но здесь тупик, нужно возвращаться...Какое здесь странное место: кажется, мы заблудились...-              - А ты меня любишь? Ты уверен в этом?.. Можешь не отвечать: я знаю.- Она смотрела на старую замшелую стену, развалившегося от древности, строения. - Мы сейчас войдём сюда. Ничего не опасайся. Делай как я, повторяй все мои движения и ничему не удивляйся, милый. - Она взяла его за руку и они шагнули в стену. Вместо ожидаемого препятствия он ощутил лёгкое дуновенье ветерка. Пахло свежескошенной травой и сиренью. Неясная фигура возникла впереди. Девушка коротким жестом приветствовала её. Распахнулись широкие ворота и перед ними предстало изумрудного цвета болото. Она обернулась - Необходимо пройти через него.- Ему стало не по себе: не хотелось ступать во что-то, напоминающее плесень и нечто, вызывающее у нормального человека, чувство  брезгливости. - Это камуфляж для случайных особей - отпугивает и они никогда здесь не пройдут... Лишь избранные могут преодолеть это место!.. Да, да, ты избран, избран мной и мы сейчас пройдём легко и просто. - Оказалось, вода едва покрывала щиколотку, была чистой и пенилась как шампанское. - А где же обувь, где одежда, когда и кто нас раздел? -  Как будто открылся театральный занавес и кто-то сдёрнул прозрачную пелену. - Одежда, в твоём понимании, исчезла, она нам больше не нужна и ты сейчас сам поймёшь почему.-  Они плавно погрузились в термальные  воды волшебного озера, их окружала райская природа. Появилась группа людей. Они радостно приветствуя друг друга плавали, плескались в благодатных, волшебных водах. - Теперь ты - один из нас: прошёл через очистительную линию, сейчас в тебя вливается Божья благодать: ты заслужил её своей жизнью, своими поступками и делами. Я же предупреждала - ничему не удивляйся: я такая же как ты,только избрана  раньше - она рассмеялась. Всё вокруг засверкало, заискрилось. Стало радостно на душе, облако счастья словно окутало его. Появилось осознание приобретения абсолютного знания обо всём. Вопросы, которые до этого мучили его, отпали за ненадобностью. Теперь он знал всё. Она смотрела на него молча и он понимал, о чём она молчит. Он знал, что они вернутся в "тот" обычный мир, будут любить друг друга, будут счастливы и вся их жизнь будет примером для остальных. Счастье и удача притягательны для умных, а глупым придётся поумнеть. И каждый раз в этом Раю они будут очищаться и вновь заряжаться для добрых дел в грешном мире...- Ты спрашивал об одежде и обуви,.. теперь ты знаешь ответ: одеты будем безукоризненно - одежда продолжение физического тела возникает сама по желанию и в зависимости от обстоятельств, вписываясь в окружающий мир - удобная и модная. Они избраны!..  Волшебное озеро омывало их, волшебный свет и волшебные звуки струились вокруг них. Неужели такое бывает?!.  

Короткие парадоксальные рассказы

ЖЕРТВЫ

Он и она остались на живописном берегу реки одни. Друзья разбрелись кто куда среди, редко посещаемой, красоты нетронутой природы. Словно бархатные кроны деревьев, затейливые заросли кустарника -- дух захватывает от аромата ласкового чистого воздуха... - " Что-то ползёт по спине, стряхни, пожалуйста "- сказала она. Он осторожно коснулся её тела... -" Выше чуть, у плеча..."-  Он осторожно стряхнул с её плеча песчинки...  - " Чем это вы здесь занимаетесь?! -" гаркнула над ухом ухмыляющаяся грязнорыжая физиономия неприятнейшего на вид верзилы. Судя по всему, дальнейшее не сулило ничего  хорошего.  - " А тем, что охотимся на таких идиотов, как ты! - сказал он и мгновенно "подсёк" ногами его ноги. Верзила рухнул образцово, как чучело на тренировках и лёг, оглушённый падением немалого веса...Она с явным интересом наблюдала за происходящим,не говоря ни слова. Он порылся в сумке, вытащил бечевку, сказал, глядя на, приходящего в себя, рыжего -" У меня на все случаи жизни что-нибудь да имеется..."- и быстро, ловко связал его - " Лежи спокойно, чтоб не было хуже... Интересно, ты один здесь промышляешь или с компаньонами? На всякий случай будем готовы к очередной жертве..."-   Рыжий таращил глаза и не успел ответить, как тонкий голос пропищал: - " Это ты моя очередная жертва! "- " Вот те на  - подумал он - А где ты такой страшный и опасный? - - " Я на тебе и ты -- моя жертва! "-    Понятно...- сказал он, порылся в сумке, вытащил бутылочку с маслом и ватный тампон -  это то, что вам, клещам очень нравится. Хорошо, что ты умеешь разговаривать,а я умею понимать таких, как ты... Вот тебе вкусный ватный тампончик, иди-ка, дорогой, сюда... Сейчас мы тебя переселим к нашему рыжему другу,.. вот так, развяжем его и пусть он быстренько находит ближайший медпункт, чтоб избавиться от тебя..."-  Рыжий рванул как локомотив, изрыгая проклятья и угрозы, в сторону дороги... Она грациозно тряхнула головой -" Неужели ты заразил его клещом?"-  Он, смеясь, показал ей тампон с раздавленным клещом -" Их я не жалею..."

ЗАГАДКА короткие парадоксальные рассказы

Она подошла гибкая, стремительная. Широко распахнутый глаз,как зеркало, смотрел на него, губы, влажные и чувственные, манили...-" Поцелуй меня -" сказала она. Глаз ещё больше распахнулся и вдруг на его поверхности появилось как-бы отражение омерзительного уродливого лица, точнее, отвратительной физиономии... -" Боже, что это?! -" подумал он и выдохнул в ужасе -" Не могу!..-" Глаз захлопнулся, видение осталось в памяти. -" Я добилась, чего хотела,.. живи с этим! -  Она исчезла так же стремительно, как пришла...

       -" Кто это был,..что за чудовище отразилось в зеркале её глаза,.. неужели со мной что-то случилось?..- Кинулся к ближайшему зеркалу -" Слава богу! С лицом всё в порядке -- слегка бледное... Значит, это не его, а её проблемы. Срочно выкинуть всё из головы  и не загружать её этой загадкой..

Она Короткие парадоксальные рассказы
Ах, какая  она была молодая красивая!..  Глаза лучистые карие излучали в пространство необъяснимую магию тепла, доброты и доверия к окружающему миру. Обидеть её было невозможно, как  невозможно было обмануть даже случайно... Ангел!..Довоенные годы так и запомнились Раем в этой жизни... Родился сын... Много радости, счастья... Казалось, отныне счастью и удаче нет  предела!.. Война грянула жестко и сурово... Финскую продолжила страшная - Отечественная... Похоронка пришла уже с первой... Молодой, красивый муж пал смертью храбрых в заснеженных лесах у финнов...А ранним июньским утром на мирные города страны посыпались тысячи тонн бомб и снарядов, и тысячи тысяч женщин с детьми начали свою святую миссию по спасению человечества от безумия воинствующих безумцев, самозабвенно уничтожавших прекрасную планету Земля... В теплушках, через всю страну с двухлетним сыном, под беспрерывными бомбёжками, оставив дом и всё нажитое в той счастливой жизни, навстречу - в никуда... Истинно, Бог создал женщину очень красивой, удивительно загадочной и очаровательной...Но невероятно - сильной, духовно крепкой: за своего ребёнка любую преграду преодолеет не дрогнув, включив все резервы... Бог все надежды на спасенье жизни на Земле возложил на них - милых, кротких и любящих. И не ошибся, как не ошибается никогда. Спасают они каждый раз жизнь на планете и каждый раз, на наше счастье,  вся нечисть на земле этого преодолеть не может.   Ave Maria!
Они избраны короткие парадоксальные рассказы
 - Иди за мной - сказала она. Он остановился, посмотрел на неё - Но здесь тупик, нужно возвращаться...Какое здесь странное место: кажется, мы заблудились...-              - А ты меня любишь? Ты уверен в этом?.. Можешь не отвечать: я знаю.- Она смотрела на старую замшелую стену, развалившегося от древности, строения. - Мы сейчас войдём сюда. Ничего не опасайся. Делай как я, повторяй все мои движения и ничему не удивляйся, милый. - Она взяла его за руку и они шагнули в стену. Вместо ожидаемого препятствия он ощутил лёгкое дуновенье ветерка. Пахло свежескошенной травой и сиренью. Неясная фигура возникла впереди. Девушка коротким жестом приветствовала её. Распахнулись широкие ворота и перед ними предстало изумрудного цвета болото. Она обернулась - Необходимо пройти через него.- Ему стало не по себе: не хотелось ступать во что-то, напоминающее плесень и нечто, вызывающее у нормального человека, чувство  брезгливости. - Это камуфляж для случайных особей - отпугивает и они никогда здесь не пройдут... Лишь избранные могут преодолеть это место!.. Да, да, ты избран, избран мной и мы сейчас пройдём легко и просто. - Оказалось, вода едва покрывала щиколотку, была чистой и пенилась как шампанское. - А где же обувь, где одежда, когда и кто нас раздел? -  Как будто открылся театральный занавес и кто-то сдёрнул прозрачную пелену. - Одежда, в твоём понимании, исчезла, она нам больше не нужна и ты сейчас сам поймёшь почему.-  Они плавно погрузились в термальные  воды волшебного озера, их окружала райская природа. Появилась группа людей. Они радостно приветствуя друг друга плавали, плескались в благодатных, волшебных водах. - Теперь ты - один из нас: прошёл через очистительную линию, сейчас в тебя вливается Божья благодать: ты заслужил её своей жизнью, своими поступками и делами. Я же предупреждала - ничему не удивляйся: я такая же как ты,только избрана  раньше - она рассмеялась. Всё вокруг засверкало, заискрилось. Стало радостно на душе, облако счастья словно окутало его. Появилось осознание приобретения абсолютного знания обо всём. Вопросы, которые до этого мучили его, отпали за ненадобностью. Теперь он знал всё. Она смотрела на него молча и он понимал, о чём она молчит. Он знал, что они вернутся в "тот" обычный мир, будут любить друг друга, будут счастливы и вся их жизнь будет примером для остальных. Счастье и удача притягательны для умных, а глупым придётся поумнеть. И каждый раз в этом Раю они будут очищаться и вновь заряжаться для добрых дел в грешном мире...- Ты спрашивал об одежде и обуви,.. теперь ты знаешь ответ: одеты будем безукоризненно - одежда продолжение физического тела возникает сама по желанию и в зависимости от обстоятельств, вписываясь в окружающий мир - удобная и модная. Они избраны!..  Волшебное озеро омывало их, волшебный свет и волшебные звуки струились вокруг них. Неужели такое бывает?!.

В Троллейбусе

Троллейбус кряхтел и стучал по отполированным наростам снега и льда на дороге. Я ехал, держась за поручень у средних дверей и надеялся, что направление мной выбрано правильно, и я окажусь где-то рядом с центральными улицами. Спрашивать, как проехать в центр, мне не хотелось. Остановки были часты, в троллейбусе было не очень тесно. Люди входили и выходили поспешно и молчаливо.
      Старик худой и скудно одетый неловко пытался взобраться в дверь рядом со мной. В одной руке его была сумка, в другой палка. Он хромал, и я машинально сделал движение, чтобы помочь ему. Неодобрительно окинув меня взглядом, он что-то пробурчал и стал на подножке.
      Дверь закрылась, троллейбус двинулся. Из сумки старика выскользнул свежий батон хлеба и упал на пол в грязный талый снег под ногами. Я поспешно поднял батон. На нем грязных следов было больше, чем можно было ожидать. Перчаткой я постарался счистить грязь.
      — Ничего, съем, невелика беда, — сказал старик. Он взял батон и старался положить между ручками сумки. Пальцы его никак не могли их крепко сжать — ручки были короткими, и батон меж ними не вмещался.
      — Вам неудобно на подножке, — сказал я.
      Он неловко опирался на свою палку и локтем держался за боковую перекладину около дверей. Там сидела средних лет полная женщина. Она была недовольна тем, что локоть старика мог задеть ее плечо. Несколько раз она недовольно оборачивалась.
      Старик трясся на подножке и не замечал ее. Он что-то говорил в свою сумку. Сидящие безучастно смотрели каждый в свою точку. Проехали остановку. Вошла женщина с девочкой лет шести. Батон выскользнул и покатился по троллейбусной жиже. Старик оцепенело посмотрел на него. Троллейбус стучал днищем. Я поднял батон, он взял его.
      — Спасибо, — сказал старик.
      — Пожалуйста, — ответил я.
      Палка мешала ему, сумка тоже. Он пытался пристроить батон между ручками сумок. На этот раз тот упал на подножку. Там было больше снега и металла.
      — Спасибо, — сказал старик, когда я снова поднял батон.
      На остановке старик слез, батон упал в снег. Он посмотрел на меня.
      — Спасибо, — сказал он мне.
      Троллейбус кряхтел и стучал днищем. Все сидели спокойные. Я подумал, — не пройтись ли пешком. Улица была безлюдна и поднималась в гору.

После прослушивания

В коридоре уже никого не было. Айк решил спуститься по лестнице с этой стороны, а потом пройти по коридору к выходу. Спустился, но очутился  в тупике. Коридор был перегорожен. Он вернулся и поднялся на этаж, где находились репетиционные классы. В угловом классе дребезжащий голос пел что-то незнакомое. А вот - лестница, по которой он утром поднимался на прослушивание. Время быстро пробежало. Третий час. У выхода из театра стояло несколько человек. Айк поздоровался. 
Они с любопытством смотрели на него. 
- Здравствуйте, поздравляем Вас - Женщина говорила мягко и мелодично, движения и взгляд серых глаз, напротив, были быстрыми. Она щёлкнула сумочкой, достала из неё конфеты - Угощайтесь.- 
- Спасибо. 
- Не стесняйтесь, берите. 
- Я сладкое - не очень ... 
- Конфеты мятные - певцам полезны. Вас как звать? 
- Айк - 
 - Красиво и коротко. А меня - Лера.- 
- Лера? - 
- Валерия. Лера - сокращённо. -
У Леры был матовый блеск хорошо ухоженной кожи лица, нос горбинкой и 
выражение глаз ежесекундно менялось. Ей - лет тридцать, подумал Айк. 
- Мне хотелось бы Вам кое-что сказать - сказала Лера. Она говорила с лёгким акцентом по-польски мило пришепётывая - Отойдёмте в сторонку. - Она взяла Айка под локоть. 
- Лера, не смущай  мальчика - сказал седоватый мужчина невысокого роста.                 - Не слушайте их, Айк. Саша, будь другом, уведи их. Мы найдём вас в кафе. Айк, вы любите кофе? Не очень? Вы многое теряете. Но чашечку за-компанию, надеюсь, выпить Вы не откажетесь? Саша, вы идите вперёд, мы чуть сзади посплетничаем, - Лера была в беспрерывном движении. Айку показалось, что Саша сочувственно посмотрел на него. Наверное, глупо вести себя истуканом, подумал Айк, не слишком ли он смешон? 
- Вы меня что, боитесь? - спросила Лера.                                                                            - Нет, что Вы. - ответил Айк. 
- Вы - славный парень - сказала она. 
- Я спешу домой - сказал он. 
- Мне сказали, что Вы не совсем армянин. Это правда? 
- Мать у меня - русская, но армянин я совсем. 
- А как это? -
- Я похож на отца и мне нравятся люди всех наций.- 
- А что, разве у всех армян так? -
- В основном. Армяне - народ дружелюбный и доброжелательный, 
у них - трудная судьба и потому они желают добра себе и другим. Торговцы и обыватели - не в счёт: они у всех наций одинаковы. -
- Интересно ... Но вы слишком серьёзны. - Она помолчала. 
- А по-украински говорите? Нет? Но поёте и понимаете ...                                            Наш язык считается самым певческим после итальянского. Согласны? Это хорошо 
Голос у Вас - отличный, при правильной работе можно многое из него 
сделать. Могу сказать откровенно - такого красивого тембра я у баритонов не слышала. Можно сказать, голос целомудренной чистоты, но 
при этом мягкий и благородной глубины ... Только смотрите, Айк, нос 
не задирайте. Певец должен быть умным, а, главное, быть объективным 
по отношению к своему голосу. Вы часто ходите в театр? На каждый 
спектакль ? Это правда ? Не обижайтесь : этому трудно поверить ... 
я понимаю, на оперу ... как жаль, что я так безнадёжно стара. Вы мне 
ужасно нравитесь. Боже мой! Какой тоскливый взгляд: Вы думаете, эта 
постаревшая женщина чересчур развязна. Но Вы - умница, воспитанный 
и терпеливый не подаёте и виду, что Вас шокируют мои манеры.- 
   Они шли по, так называемой, « стометровке». Под обширными кронами каштанов теснились болельщики футбола. До слуха доносились ожесточённые споры самых заядлых знатоков-энциклопедистов этого вида спорта. Интересно, а ударить по мячу, чтобы попасть в него эти люди сумеют? - подумал Айк. Нет, не сумеют - они адвокаты спортсменов, им достаточно смотреть на чужое здоровье и на чужую ловкость со стороны и критиковать чужую относительную нерасторопность. 
   В основном, толпа стояла молча, внимая горячим уверениям спорщиков, и состояла из трёх - четырёх групп. 
- Сумасшедшие люди - сказала Лера. 
- Без этого им скучно жить - сказал Айк. 
- А вам скучно жить? -
- Нет, мне некогда скучать. -
- А чем заняты? -
- Пением,- 
- Целый день и каждый день? -                                                                                                  - Да. -
- Вы так много поёте ? -
- Нет, пою я сравнительно немного - час, два в день. -
- Но Вы сказали ... -
- Я много думаю о пении. Постоянно думаю о том, как 
правильно петь, в чём секрет правильного пения.- 
- И как успехи? Раскрыли секрет? - она засмеялась весело и остановилась у скамейки. 
У неё красивые ровные зубы и мелодичный смех - подумал Айк - что у неё на уме?- 
- Подождите, присядем на скамейку, я приведу себя в порядок - сказала Лера - Вы симпатичный юноша, можно даже сказать, красивый юноша. Вам следует опасаться женщин - глаза её блестели, искрились от сдерживаемого смеха. 
- Почему?- 
- Наивный вопрос. Это - элементарно: женщины ненасытны, а Вам нужно петь. У Вас есть девушка? -
- Девушка? Нет ... Вернее, была, .. а что? - 
- О, да, Вы - лакомый кусочек ! Особенно опасайтесь театрального балета. Даже не смотрите в их сторону. Иначе - не сдобровать!- 
Айк удивлялся себе. Его совершенно не коробил весь этот разговор. Более того, ему нова и любопытна тема разговора, как нова и непринуждённость новой знакомой, к которой он почувствовал интуитивное доверие и расположение. Ему вдруг показалось, что ей необходимо с кем-то так поговорить ... Почему? Может, лишь показалось ... 
- Вы слушали меня в Джильде ? Нет, лучше скажите - в Мюзетге? .. - 
- Извините, а можно узнать Вашу фамилию? - Айк растерялся. 
- Чудесно! Вы - совершенно откровенны. Не смущайтесь, я - Валерия Синицкая. Слушали меня? Мне любопытно узнать Ваше мнение. Даю две минуты на размышление, а пока с Вашего разрешения я наведу порядок в своих глазах ... - 
   Он не мог собрать разлетевшихся остатков хладнокровия. День - ошеломляющий. Рядом с ним - певица, которую он считал лучшей из всех, кого ему довелось слышать. Конечно, он не пропустил ни одного спектакля с её участием ... Как же он не узнал её! Айк украдкой взглянул на Синицкую. Она уже красила губы. Со сцены она выглядела иначе. В Джильде ей было лет семнадцать, высокая, стройная с лицом рафаэлевской мадонны, девушка. В Мюзетте - жгучая, ослепительной красоты, экстравагантная девица, Ни того, ни другого в Синицкой, сидящей рядом, не было. Была привлекательная женщина, но совсем другого плана. 
Здесь больше всего нравилась в ней Айку чистота её кожи. Хотелось потрогать её . Ему стало неловко от этой мысли. Разве могло прийти в голову, что Лера может оказаться самой Синицкой, которая, по слухам, неделями могла ни с кем не разговаривать, которой молва приписывала разные чудачества и острого языка которой побаивались все, в том числе и Вахняк. В консерватории её имя было на устах всех певиц - старшекурсниц, но за кулисы к ней никому ещё не удавалось 
проникнуть. Говорили, что пению она училась у старика поляка, который 
знал секреты итальянского пения. Он преподавал частным образом и года 
три назад умер. Наверное, старик и в самом деле научил её каким-то 
секретам подумал Айк. Голос у неё изумительной красоты и невероятной силы: 
на верхних нотах покрывает оркестр и хор, как-будто никто не играет и не поёт. 
только её голос разливается по залу тысячами колокольчиков ... Она закрыла сумочку и спокойно посмотрела на Айка, 
- Поёте Вы чудесно, мне нравится, как Вы поёте все оперы, только мне совестно за то,что я не узнал Вас.- 
- Милый Айк, Вы не представляете, какую радость доставили мне своими словами,- Синицкая смотрела на него твёрдым в упор взглядом. Выдержать его было трудно      - Вы ещё не испытали на себе, но вскоре испытаете, я верю, что артист настоящий живёт полноценной жизнью в короткие мгновения на сцене. Это - сказочное        ощущение. Богаче артиста в этот миг никого на свете не существует. Остальное времяпровождение - лишь ожидание праздника, подготовка к нему, лишь резкий контраст между мечтой и действительностью. Многие поколения людей вложили в театральные действа неистовые мечты, идеалы, подняли до уровня общечеловеческих духовных богатств кристаллы мыслей и понятия красоты, и мы, певцы - проводники этой красоты, этих мыслей. 
Это - счастье ... Но тем труднее, именно, нам мириться с прозаическим 
несоответствием мечты и реальности. Суета, театральная грязь, вынужден- 
ная оседлость жизни ... Молчите? Правильно делаете! Молчите, Айк и, 
В дальнейшем, старайтесь не обращать внимания на эту сторону жизни 
артиста. Дай Бог Вам терпения, чтобы разочарование как можно позже 
посетило Вас.- 
    Она, видно, не совсем счастлива в личной жизни, подумал Айк, - странно слышать в голосе такой артистки  печаль.
   Часы на башне ратуши пробили три удара. Айк рассматривал чугунную решётку, прикрывающую землю вокруг дерева, рядом со скамейкой. 
Здесь в городе голой земли не увидишь, разве лишь в парке. 
- Можно идти, ведь ВЫ спешите домой - сказала она. 
- Я передумал и с удовольствием выпью кофе, с Вашего 
разрешения. - 
Она кивнула; одобрительно посмотрела на него - Предложите мне руку.- 
Айк неуклюже подал руку. 
- Не нужно напрягаться, Айк, держитесь проще и не стоит 
изо всех сил зажимать руку в локте: Вы сломаете мне кисть - глаза её 
смеялись. Айк покраснел - Извините ... 
- у Вас железные мускулы. Вы занимаетесь спортом? 
- Занимался ... - 
- Каким видом ? 
- Многими ... Занимался гимнастикой, лёгкой атлетикой, 
волейболом, борьбой ... - 
- Мне нравится гимнастика. Берегите свою фигуру. 
Почему я решила с Вами поговорить сразу после прослушивания. Такой 
богатый комплекс оперного певца встречается редко и важно, чтобы Вы не 
растеряли того, что дала матушка-природа, не заблудились в сложной театральной 
обстановке. Прислушивайтесь к своему голосу, не насилуйте его. Поймите, откройте 
его природу, а не делайте его таким, каким Вам или кому другому захочется. 
Учитесь петь, но не кричать. Не пойте эффектно, пойте красиво и точно, помните: 
академичность и точность в пении - бриллиант; эффект и отсебятина - яркая сте- 
кляшка . Пойте ровным звуком, не мельчите, не разукрашивайте каждую 
ноту разной краской. Оперное пение - широкое, масштабное полотно. 
Пойте широкими мазками. Хорошо анализируйте и проверяйте на себе всё, 
что Вам предлагают в вокале, всё подвергайте сомнению, в том числе и то 
что я сейчас говорю, но и не пренебрегайте советами - всё пробуйте, 
учитесь петь неустанно, совершенства Вы не достигнете, как не достиг- 
нет его никто, но старайтесь приближаться к нему. Помните, если Вы 
не двигаетесъ вперед, значит скатываетесь назад. В вокале стабильность 
только в движении. Особенно помните об этом, когда придёт успех. Успех 
- самое трудное из всех испытаний артиста. Будьте честным и чистым 
перед собой - и Вы сохраните свой тембр голоса чистым, целомудренным 
до старости ... -
Айк поражался,во все глаза глядя на Синицкую. Она преобразилась. 
Тонкие крылья носа трепетали, глаза горели огнём, на щеках проступил 
румянец. Она была очень красива какой-то особой недоступной красотой, 
так сейчас казалось ему. 
- Я запомню всё, что ВЫ сказали, пани Валерия, большое 
спасибо за Ваше участие, .. за внимание ко мне - он, нагнувшись, поце- 
ловал ей руку. 
- Вы портитесь, Айк, становитесь церемонным и зовите, 
пожалуйста, меня Лерой. Мне хочется быть подольше молодой, хотя бы 
чувствовать себя моложе.- Вновь что-то неуловимо изменилось в ней. 
Они подходили к фонтану. Небо окончательно очистилось от облаков и 
становилось жарко. Около фонтана остановились. 
- Самое красивое место в городе - сказала Лера - Вам нра- 
вятся водопады? - 
- Водопады? Я видел только маленькие в детстве. 
- А где прошло Ваше детство? 
- На Кавказе. Вернее, в Закавказье. 
- Я слышала, там красивая природа. Почему Вы оттуда уехали? 
- Мне было пятнадцать лет, когда мы приехали во Львов. 
Отец по работе приехал сюда, мы с ним. Здесь тоже красиво и, главное, 
чисто. Отцу нравится, что здесь чисто. Он говорит, что здесь высокая 
культура. Хорошие люди ... 
- у Вас хороший отец. 
- Он выше всего на свете ставит честность. Он всегда 
говорит: можно лишить любого человека всех богатств, но невозможно 
отнять у него честность, если сам человек не пойдёт на это. 
- Он прав, Ваш отец. Если бы люди были только честны, без 
других, нужных людям свойств, то это одно решило бы все проблемы среди 
них. Вы не представляете, Айк, как трудно нечестному человеку быть 
честным, даже когда всё заставляет его быть честным ... вы не курите, 
Айк ? Вы, молодец, Так вот, человечество не может отучиться от неле- 
пой, бессмысленной привычки курить, от пустой детской забавы, а МЫ 
хотим, чтобы люди перестали врать, когда врут они чаще для получения 
разных благ, или чтобы ввести в заблуждение ближнего, опять-таки, для 
собственного блага. Враньё, враньё ... Враньё стало привычным. 
Вруны стали профессионалами ... Айк, а отцу нравится, как Вы поёте?- 
- Он меня не слышал. Говорит, что не хочет мне мешать, 
но не представляет меня певцом. -  - Интересно. - 
- Советует не забывать основную профессию. - 
- Какую?- 
                    - Токаря - на заводе. Мы с ним в две смены работали 
до моего поступления в консерваторию. - 
Из-за струй фонтана показалось улыбающееся лицо Ника. Рядом с 
ним шли две девицы с музпед. факультета. Одна была миловидной блон- 
динкой, другая толстуха с умильно глупым взглядом и копной плохо при- 
чёсанных волос на голове. Ребята серьёзно утверждали, что внутрь она 
прячет консервную банку. Ник был Ником по-Хемингуэю, которого обожал. 
Читать и рассказывать Айку все прочитанные рассказы, было для него 
высшим удовольствием. Айк был терпеливым слушателем, а Ник был его 
учеником по вокалу. Ник любил общество разных девиц. Куда бы он ни 
направлялся, они поочерёдно сопровождали его. ОН всегда был в курсе 
новинок в моде, в литературе, в спорте И самых различных мелочей жиз- 
ни. Это смешило Айка, но он всё прощал Нику за его преданность и чис- 
тосердечность. 
Увидев Айка вместе с Синицкой Ник остолбенел и заморгал глаза- 
ми. Ник, до этого бывший по-сверхспортивному молодцеватым И явно под- 
ражавший кому-то из западных киногероев, растерялся и потерял весь 
свой блеск. Айку стало смешно. 
- Ник, привет! Как жизнь?- 
- Здравствуй, Айк, .. извините, пани .. - 
- Пани Синицкая - актриса улыбнулась - молодой человек, 
неприлично оставлять своих дам на произвол судьбы- 
- Извините, пани Синицкая ... Девочки, чао! Завтра увидимся.- 
Девочки, потоптавшись и налюбовавшись на Айка и Синицкую, пома- 
хали Нику ладошками и двинулись к гастроному. 
- Вот, сверхсовременность в обращении с девушками в действии - сказала Синицкая. 
- Они лишь попутчицы - сказал Ник - а я прочесал весь центр в поисках Айка - он слегка приободрился. 
- Смелее, Ник, секретничайте, друзья! Только имейте в виду, 
что в кафе секретничать удобнее. - 
- Пани ... - 
- Валерия, .. зовите меня так.- 
- Мне не совсем удобно - 
- Современная молодёжь, какие могут быть церемонии?!- 
- Ладно.- 
- Вот и прекрасно. Мне понравилось Ваше ладно, Ник, .. Вы 
мило его выговариваете. - 
   Ник стал румяным, как девушка. Айк с облегчением вздохнул. Они 
неспеша обогнули фонтан. На памятнике Адаму Мицкевичу муза предлага- 
ла поэту лиру. По тротуару противоположной стороны густо текла толпа. 
Вокруг этой площади скопилось пять кинотеатров и масса магазинов, а в доме напротив на втором этаже – ресторан « Красный «. Айк дважды обедал в нём с однокурсниками.
Перейдя через улицу к кинотеатру хроники, они влились в толпу…

Разные разности

И все-таки, оперный жанр требует наличия вокального слуха как у оперного певца,так и у слушателя. Музыкального слуха  недостаточно. В этом факте - корень проблем современного оперного театра.  

Буфет на концерте. леноры

Приходилось слышать ( редко ) певцов великолепных с роскошными голосами, широкой публике неизвестных ( кто знает о таком басе, как Михаил Исакович     Торчинский?) Часто приходилосьслушать широко разрекламированных слабых профессионально певцов.

Такова жизнь! 

Относительно недавно определенная часть дирижеров горделиво называла себя оперными дирижерами. Это понятие естественно распространялось на дирижеров, любящих оперу, вокал и оперных певцов, и, главное, получающих удовольствие  от вокальной составляющей певцов. Но " то был сон..." Главным атрибутом "настоящего" дирижера является легкое презрение к певцам со всеми вытекающими последствиями.

Марио Дель Монако в Москве. Сради поклонников В.Фридман

2

Удивительный молодой человек был объектом поклонения у своего отца. - Представляете, я столько лет работаю по ремонту автомобильных двигателей и мне часами приходится возиться с ними, чтобы выяснить дефекты, как-бы поставить  диагноз неисправности, а он, сын мой, в считанные секунды по звук у работающего     движка, по каким-то непонятным признакам ставит безошибочный диагноз и тут же  разобрав его, устраняет неисправность.-  Его слух моториста - абсолютен и идентичен вокальному. Это слух на работу компонентов объекта его внимания. Дал бог такие способности отдельным людям,  ,спасибо ему! - Это моё личное мнение. 

3

Время отсеивает мелкое и незначительное. Для потомков доходит лишь отточенная временем информация. Человечество помнит лишь гигантов и накапливает знания, ориентируясь по их деяниям и открытиям. Мало кто, из ныне живущих, оставит след  о себе, о своём творчестве - лишь единицы из миллиардов людей. Поэтому родилось крылатое выражение о карликах, стоящих на плечах гигантов и полагающих, что они столь высоки...  Мне смешна та самонадеянность постановщиков Джузеппе Верди, например, или Россини, или Пуччини, с которой легко и без сомнений кромсают замыслы этих  гигантов и сочиняют свое на руинах " своих избранников". Понятно, их имена быстро зарастут травой забвенья, но зачем усугублять собственную никчемность?! 

4

Джон рассказал: На одном из заводов Форда остановился конвейер.

Каждый час простоя приносил большие убытки. Мастера тщетно искали причину и место неисправности - не разбирать же весь конвейер. Спасительная мысль мелькнула в голове одного из старых рабочих. Старый мастер Смит,когда то работавший на заводе, только он сможет спасти ситуацию.  К счастью, нашли его в полном здравии и обратились к нему, готовые на любые условия, лишь бы запустить конвейер. Он сказал:" Это будет стоить тысячу и один доллар ".  Они были готовы на порядок больше заплатить... Он в течение пяти минут что то постукивал, затем вытащил мел и мелом отметил место, которое нужно разобрать и исправить поломку.     Разобрали. К удивлению всех, нашли поломку. Исправили. Конвейер заработал. Начальство и хозяева были счастливы. Отблагодарили Смита сверх меры и назначили на почетную   должность... Но были и такие, которые ему говорили:" Тысячу долларов за пять минут работы - подумаешь, начертил мелом - и все дела!" На что Смит сказал:- " За то, что я начертил мелом, я взял один доллар, а тысячу долларов я взял за то.что знаю, где надо чертить!"

 Это - правда.                                                                                                             

    

Д"Альбер сказал, что нет чудеснее искусства, чем опера, когда её исполняют хорошие   исполнители. Но нет ничего ужаснее оперы в плохом исполнении. В этой простой истине заключается весь драматизм сегодняшнего дня для жанра оперы и никакие самые современные подходы к "решениям" режиссёров и художников не спасут плачевной ситуации с оперным пением. Характерность голосов, их вульгарность и мышечная зажатость   вытесняет со сцены романтические тембры - голоса реэонирующие и бездефектные без         мышечных призвуков. Горловое вибрато, как эпидемия распространилось по всем оперным   сценам мира и в устах многих критиков можно услышать похвалу горловикам, дифирамбы  в сторону тремоляций как "одухотворённости" исполнения. Печальный факт. 

Римская опера сегодня 27 марта 2011г. преподнесла приятный сюрприз. Концертное исполнение оперы Д.Верди "Набукко" итальянским оперным театром на сцене Мариинской оперы  было поучительным. Удивительное прикосновение к звуку вначале,  в первых аккордах медных духовых, затем на протяжении всего спектакля у всех исполнителей- звук как-бы фибрами души. Дело не в красоте голосов, не в их силе, а - в прикосновении  к глубинам души, как к главному компоненту извлечения звука. Хор и оркестр являли собой пример высочайших творческих достоинств. И, конечно, над всем этим витал замысел великого оперного дирижёра Р. Мути, который,к сожалению, не смог встать за пульт из-за болезни. Этот вечер стал вечером надежды на скорое выздоровление оперного жанра.                                                                        

Какое счастье для балетного жанра, что пока ещё есть ( хоть в небольших дозах ) академический балет и существует классическая школа балета. Стремление самоутвердиться "серости" и бесталанным над талантами ведёт к вакханалии вульгарного и примитивного. В живописи та же самая картина - "авангард" поглотил умение рисовать, строить композиции и перспективу в картинах, выстраивать тона, освещение и использовать  контрасты и колорит. Зачем? Можно наляпать современно... Зачем сохранять секреты            романтического оперного пения для классического репертуара, когда можно любой оперный шедевр перенести в другую эпоху и вульгарно характерным горловым звуком харизматично " биться в истерике " и по-современному на-ура быть принятыми так называемыми критиками. Какое счастье, что в мире ещё остались островки консерватизма. Они позволяют надеяться на эволюционное развитие искусств, литературы и науки.

21окт.2011г. я услышал исполнение Вердианы оркестром и хором Неаполитанской оперы Сан Карло под руководством удивительного дирижёра Нелло Санти. В воздухе витало - гений! Полный восторг от того, как он преобразил оркестр и хор, которые посредственно до этого звучали в "Паяцах".  Как жаль, что я узнал о нём так поздно, когда ему уже 80 лет. Но какой ГИГАНТ ! 

 Не верится, что такой спектакль транслируется из Скала на открытие сезона.Уровень пения - невероятно низкий ( в последнее время нравится только определённой части критиков ) становится привычным. Но куда подевалось знаменитое звучание оркестра и хора? Режиссёр, в обычной для сегодняшнего времени манере, соорудил на сцене какой-то свой сюжет, бесцеремонно игнорируя Р.Вагнера. Бездарным людям почему-то кажется, что композиторы в операх пишут только музыку и к сценическому действию не имеют никакого отношения... Всё обстоит совершенно наоборот!!! Они - полные хозяева оперы и каждое их пожелание и каждая сценическая ремарка - закон для постановщиков. То, что происходит сейчас с гениальными операми, дошедшими до нашего времени и попавшими в руки лженоваторов, можно квалифицировать так же, как попытки "исправить" живописные полотна Леонардо Да Винчи, Тициана, Рубенса, Гойи и др. великих художников. А ведь находились сумасшедшие "новаторы", призывавшие "обновить" всё искусство...Страдает от нашествия варваров сейчас опера. Оседлал этот жанр какой-то странный контингент во главе с "утончёнными" критиками и своим болезнетворным дыханьем этот чудесный жанр пытается переродить во что-то зловонное. Вся надежда на Божий щит и чудо исцеления от маний "интеллектуалов"...

   8декабря2012г.

  Большая часть людей - пешеходы, многие - передвигаются на велосипедах, на мопедах, на мотоциклах и прочих видах транспорта. Где-то остались ещё передвижения на телегах и на лошадях... Среди автомобилей есть даже очень роскошные - представительского класса. Поезда, морские лайнеры, яхты, самолёты разных скоростей и классификаций. Но над всем царят космические корабли, несмотря на свою недоступность большинству населения, они вне конкуренции среди скоростных видов транспорта.

Так и в оперном пении Э.Карузо, Ф.Шаляпин, М.Каллас - космос среди остального мира певцов. Остальные - на уровне от авиации до телеги по уровню вокала и технологической оснащённости.

       24 декабря 2012г.

 Для того, чтобы научиться играть на каком либо инструменте - нужен инструмент. При этом, неплохо обзавестись качественным инструментом... И, по мере успехов в учёбе, приобретается всё более ценный инструмент... А для публичных выступлений на концертной сцене используются уникальные инструменты! Для многочисленных исполнителей это - аксиома и никому не приходит в голову думать иначе... Но отчего лишь единицы певцов догадываются о том, что для пения нужно создать инструмент и, по мере овладения им, качество этого инструмента нужно совершенствовать, наряду с совершенствованием своего исполнительского и музыкального уровня; образного мышления и комплекса человеческих качеств. Этот инструмент звучит по всем законам физики и резонансной теории, он также материален как, положим, скрипка или флейта, но он - тело человека и он, прежде всего, живёт жизнью обычного человека, с его обычными привычками и недостатками. На шесть с лишним миллиардов людей на земле мы можем насчитать десяток действующих певцов с удивительно звучащими голосами... Они создали и совершествуют свои инструменты. Мы наслаждаемся красотой звучания и глубиной волшебного мира оперы. Вибрации душ извлекают эти певцы и секрет их пения не менее секрета звучания скрипок Амати, Гварнери,или Страдивари! 

    Может ли существовать помесь козла с павлином? - Среди певцов на каждом шагу! Эта особь гнусавит и блеет козлом, но, при этом, позирует и выглядит павлином ( у этой птицы голос отвратный, но голос козла вне конкуренции!) Их оружие - фото, только записи нужно прятать и никому не давать слушать.Но - вот беда! Они так влюблены в свой голос, что не слышат в нём ни блеянья, ни гнусавости - одно только павлинье чванство... А что касается большинства обывателей, им важно, что скажут в рекламных роликах о пении этих павлинов.

     Когда большие музыканты говорят, что не читают критических статей в свой адрес, то они имеют ввиду, что не хотят знакомиться с мнением слабых специалистов, каковыми являются критики в силу того, что у них не получилось стать одним из тех, кого они предвзято обсуждают - чаще, некомпетентно. Сколько путаницы у них в головах !

Театр Ла Скала - рухнул, не выдержал наплыва бездарных менеджеров и дирижеров, и режиссёров типа  Чернякова... Оперные певцы в " Травиате" - катастрофа... Не веришь своим ушам, что это возможно... Сравнимо с нашествием саранчи. Печально.

7-12-2013г.

      Дети, научившись говорить и ходить, жадно впитывают в себя первые впечатления об окружающем их мире. Они такие, какими хотела бы видеть их Природа-созидательница: любопытные, с чистой душой,талантливые все, без исключения. Такими все приходят в этот мир... Можно дальше не продолжать?..Ясно, что с ними далее происходит?.. Два главных понятия современности - агрессивность и вульгарность полностью "затоптали" терпимость и просвещённость.Эффект замены кислорода на аммиак - можно ль привыкнуть?.

31-8-2014г.

       Плохие музыканты любят рассказывать о себе и музыке красочно и много. Можно часами слушать о том, как надо трактовать то или иное произведение, как фразировать, делать нюансы и всё облекать в сложную философию, форму и прочие теоретические выкладки. Но когда случается услышать их исполнение - блеклое, беспомощное и откровенно бездарное, то удивляет, как могут попасть на их "ораторский" крючок отдельные сильные мира сего - ведь любой рядовой музыкант легко определяет их бездарность.

Что касается истинных музыкантов - они музыцируют без лишней болтовни, они совершествуют своё исполнение.

     Как хочется достичь космических высот в исполнительстве, когда можешь приблизиться к избранным Небом исполнителям,.. но идти к этому  трудно и непросто - необходим талант, каждодневный труд и нечто ещё...Легче всё это подменить эрзацем и объявить новаторством... Так и появляется масса новаторов,а искусство в них утопает и дьявольщина ухмыляется торжествуя...

26-05-2015

   Как интересно сложилась жизнь! В далёком уже 1968 году в октябре я гастролировал в Ленинградском Малеготе, где под управлением гениального главного дирижёра Геннадия Проваторова пел Канио и Каварадосси через два дня. Сильвио исполнял баритон красивейшего тембра и удивительной музыкальности Сергей Николаевич Шапошников. Геннадий Пантелеймонович Проваторов стоял у истоков моего перехода из баритонов в тенора в Одесской опере, где до этого он был главным дирижёром и, где благодаря ему театр поднялся на недосягаемую ныне высоту и весь теноровый мой репертуар был сделан с ним. Мы были очень дружны и по сути единомышленники. Меня постоянно не покидало чувство, что я общаюсь с человеком уникальным и необычным типа Бетховена... Владение фортепиано было феноменальным, партитуры читал и играл блестяще. При этом удивительно добрый и по детски непосредственный человек. Судьба за что то время от времени посылает нам такие подарки.Но суть моего рассказа в другом. Сусанна Лембергская концертмейстер Малегота тогда, родом была из Одессы, где у неё проживали мама и папа почтенного возраста. И проживали они по улице Ласточкина сразу за оперным театром. После спектакля и бурных поздравлений Сусанна приступила к делу, а именно: " Все говорят, что в одесском оперном Вы можете всё... Я бы мечтала работать в Одесской опере - мои старенькие родители... Мой папа профессор скрипки советовал обратиться к Вам..." Этот вопрос решался легко - одесскому театру нужен был концертмейстер, а Сусанна была профессионалка крепкая. Следующий вопрос - Николай Охотников работал в Ленконцерте, но обладал оперным голосом, басом, но сам он считал, что из-за маленького роста его в оперу не возьмут... Ну что ж, устроили оперативно прослушивание и этот роскошный голос Геннадий Пантелеймонович принял в Малегот. Но самый интересный вопрос был довольно неожиданным, но Проваторов мгновенно его решил: в театре была запланирована постановка оперы "Любовный напиток" и дирижёром постановки будет Юрий Темирканов. Дело в том, что закончив консерваторию талантливый молодой дирижёр не имеет возможности работать ни в одном коллективе - нет мест, придётся уезжать в Нальчик, где есть симфонический оркестр... И постановка имела большой успех. а уж о карьере Юрия Хатуевича сказано много, а о судьбоносном решении Г.П.Проваторова вспоминаю я...Интересная цепочка дирижёров организовалась жизнью : Проваторов - Темирканов - Гергиев - Сохиев!!! Да,интересно сложилась жизнь. 

          12-08-2015