Биография

Грайр Ханеданьян
Заслуженный артист украины
Народный артист Узбекистана
Народный артист республики Алания
Советский и российский оперный певец (тенор), композитор и художник.
Автор 11 опер, балета «Наргис-цветок весенний», оратории «Авиценна», более 60-ти романсов, циклов романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Д. Байрона, К. Бальмонта, В. Брюсова, восточных поэтов,
симфонической поэмы «Кавказ» и «Памяти героя» - для тенора, ансамбля голосов и симфонического оркестра.

История семьи. Отец.
Грайр Грайрович родился 6 июня 1939 г. в семье служащего в городе Каменск, Ростовской области. Его отец Ханеданьян Граи:р Айкович 1909 г.р. был выходцем из Турции.
Его семья пострадала от турецкого геноцида армян. Родителям Грайра Айковича пришлось скрываться в других странах. Отца убили, а мать отдала своего сына в американский приют и сама эмигрировала в Грецию, а в дальнейшем в Египет. Спустя время Грайр Айкович совершил побег из американского приюта и нашел мать в Греции.
По исполнению 20-ти лет решил вернуться в Армению, где его призвали в армию, за время которой он прошел две войны: Русско-Финскую и Великую отечественную в звании офицера-артиллериста, остался жив и дожил до 82 лет, работая после службы
высококвалифицированным расточником на автомобильном заводе.
Мать
Мать Грайра Грайровича, Парамонова Антонина Михайловна, уроженка г. Тамбова, прожила до 99 лет. Была всю жизнь домохозяйкой и всегда ездила по местам службы своего мужа.
После финской войны, в которой Грайр Айкович принимал участие в составе кавказской дивизии, Антонине Михайловне приходит похоронка о смерти ее супруга и в это время у нее рождается сын, которого она решает назвать именем мужа- Грайр (армянское имя )

Грайр (армянское "господин" или от [hur] "огонь"+ [ayr] "мужчина", - "человек огня"). Но вскоре выясняется, что отец Грайра Грайровича, попал в госпиталь в Ленинграде, где проходил лечение и спустя какое-то время в средней Азии мать и отец снова находят друг друга после чего переезжают в Баку.
Детство Грайра Грайровича прошло на Кавказе, что несомненно отразилось в будущем на его творчестве (композиция, живопись). После войны его семья еще какое-то время жила в Баку, затем в Кутаиси. Когда Грайру исполнилось четырнадцать лет, отец его отправился во Львов, куда вскоре переехала и семья.
Львов
Благодаря тому, что вся семья оказалась во Львове, Грайр стал увлекаться оперой, ведь до этого чем он только не занимался: около десяти легкоатлетических дисциплин, а также гимнастика, волейбол, борьба и всем занимался очень серьезно.
Однако, несмотря на успехи в разных видах деятельности, он пошел работать на автомобильньiй завод «ЛАЗ», чтобы зарабатывать в семью уже какие-то деньги и помогать родителям. На заводе была очень хорошая самодеятельность, которой руководил инженер-плановик Анисим Авраамиевич Борецкий, директор капеллы «Трембита» во Львове и большой фанат вокала. Он начал прививать Грайру оперную эстетику. Сперва он не услышал никакого большого голоса у Грайра и сказал, что если ему нравится, то он может ходить слушать. Грайр посещал все занятия, на которых несомненно ему хотелось что-нибудь спеть.
Однажды на урок никто не пришел и Грайр сам предложил свою кандидатуру. Они попробовали, и оказалось, что голос появился. Мастера были так удивлены красотой голоса, что сразу взялись с ним заниматься. Через месяц наш герой стал основным певцом заводской самодеятельности. Грайра среди рабочих называли заводским Шаляпиным, так как он пел басом, которого старался копировать со старых пластинок

Конечно спустя годы Грайр Грайрович не вернулся на автомобильный завод. Кроме занятий пением он так же со свойственным ему азартом и рвением увлекся композицией, рисованием, которые спустя его сложившуюся сольную карьеру сильно увлекают его и сегодня, разбавляя педагогическую работу. Высокая культура, хороший вкус и воспитанность этого человека - это несомненно большой вклад его родителей, которые смотря через призму времени гордились своим сыном.

ОСНОВНЫМ педагогом в его профессии и повлиявшим в дальнейшем на его судьбу. Все, что Грайр получил главное в пении, по его словам, он получил от Кармалюка. «Сам пел и своих учеников заставлял петь естественно»,- говорит Грайр Грайрович.
Академия Львовского театра
На третьем курсе Грайр попадает в молодежную труппу Львовского
театра, состоящую из семи студентов консерватории, как Баритон.
Когда Грайра окончательно захватила работа в театре, ему пришлось бросить занятие борьбой, которой он увлекался довольно серьезно.
Он даже входил в сборную Украины по классической борьбе. Тренер горевал,' что Грайр бросает занятия. Его партнер по борьбе потом стал серебряным призером олимпийских игр. Грайр признается, что если бы продолжал заниматься борьбой, то у него были бы все шансы тоже занять пьедестал на Олимпийских играх.
Позже родилась идея создать Академию в мариинском театре
Академия мариинского театраИнтересен вокальный путь Грайра Грайровича, ведь он поступал в консерваторию басом, через два года в Львовском театре пел уже баритоном, а в будущем сделал карьеру драматического тенора.
- «Армия без певцов обойдется», - говорит Грайр Грайрович,- «А вот страна, которая не бережет своих певцов, населена глупыми чиновниками,
потому что как боец, я был никакой
и меня все равно всегда там освобождали.

Хоть Грайр Грайрович прошел военную кафедру в консерватории, но на момент ее окончания все льготы студентам отменили, что очень сильно ударило по карьере, а самое главное по здоровью, ведь первое, что он там приобрел - это хронический бронхит, который очень пагубен для певца и после ухода из армии это сильно сказалось на вокальном здоровье. Пришлось долго восстанавливаться, что и послужило одним из причин переезда в Одессу, в более теплый и морской климат. За Грайра Грайровича очень переживал Ярослав Вощак - главный дирижер Львовского оперного театра. На тот момент он переехал в Одессу и помог Грайру переместиться, устроив прослушивание в Одесский оперный театр. Грайр решил, что после армии он не останется во Львове, где его так легко отдали в войска.
- «Армия без певцов обойдется», - говорит Грайр Грайрович, - «А вот страна, которая не бережет своих певцов, населена глупыми чиновниками, потому что как боец, я был никакой и меня все равно всегда там освобождали. Поэтому когда я пришел после армии в военкомат, меня спросили, - А какая у вас воинская специальность? - А я был приписан к оркестру, играл на малом барабане. Говорю, - Вас устраивает эта специальность? Они посмеялись и написали - Гранатометчик. Я им говорю, что я этот гранатомет в руках не держал, так что это учтите». Грайр Грайрович часто выступал на концертах, которые вел Богдан Ступка, сослуживец в будущем актер театра и кино, а также Народный артист СССР. Но так, как в оркестре не было ни чтеца ни певца, то официально Богдан был на большом барабане, а Грайр на малом. Если бы не армия, говорит Грайр Грайрович, его карьера возможно пошла бы по другому, ведь о нем в то время, как о молодом талантливом певце, были наслышаны и в Большом театре, и в Петербурге. Поэтому, как говорит Грайр Грайрович «У меня большая карьера, но другая. Меня знали все директора театров. Я везде гастролировал, но шума по газетам, по радио и телевидению не было».
Годы Одесского театра

Годы Одесскоrо театра
В Одессу Грайр переехал 1965 году. В то время в театр пришел новый главный дирижер - Геннадий Пантелеймонович Проваторов. Грайр Грайрович называет его гением среди дирижеров, музыкантов. Он приехал из Москвы, где был главным дирижером театра Станиславского. С него началась новая эпоха в Одессе. Он начал ставить такие спектакли, как «Сказки Гофмана», которые никогда не шли в Советском Союзе. Самое главное, что они с Грайром Грайровичем подружились, и у них сложились очень хорошие дружеские отношения. Вскоре Грайр перешел из баритонов в тенора, а этомуспособствовал один интересный случай: Геннадий Пантелеймонович хотел, чтобы Грайр спел Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов», но Грайр не видел смысла возвращаться в басы, ведь он еще со Львова знал, что обладает тенором. Тогда Грайр решил показать Проваторову романс Радамеса, который он заранее подготовил. После услышанного Геннадию Пантелеймоновичу не надо было второй раз ничего говорить. Он тут же устроил прослушивание, где Грайр спел две баритональных и две теноровых арии, после чего совет единогласно решил, что он тенор. Грайром было поставлено единственное условие, что он сам будет заниматься переходом из баритонов в тенора и никто в этот процесс вмешиваться не будет. Чтобы Грайр не простаивал, он последующий год пел разный репертуар (баритона и тенора).
Первое, что он спел, была партия Канио из оп. «Паяцы», следом Хозе, Каварадосси и Радамес. Вскоре полностью перешел в партию тенора. Лишь спустя несколько лет, когда все баритоны заболели, по просьбе единожды исполнил партию Жермона в «Травиате». И как говорит Грайр Грайрович: «Для меня это не составило труда. Я и сейчас могу спеть басом, баритоном, тенором - не имеет значения. Могу спеть любую партию».
Одесская опера
Вскоре Грайр начал наращивать репертуар, и давать сольные концерты. Пиком его выступлений стал концерт, состоящий из 22-ух теноровых арий плюс сверху неаполитанские песни: концерт сильно затянулся. Все это было сделано для того, чтобы скорее утвердиться в теноровом репертуаре. После этого на Грайра посыпались телеграммы отовсюду с приглашениями спеть в спектаклях. Первое приглашение пришло из Свердловска буквально через неделю после «Паяцев» и двух «Кармен». Это были первые гастроли в качестве Тенора. После гастролировал в Тбилиси, Ташкенте и т.д.
В то время в Одесский театр каждый месяц приезжало по два, три гастролера. Гос.Концерт все время приглашал румын, болгар, из Ла Скала, из Канады, вообщем певцов высшего класса. Певцы всегда удивлялись Грайру Грайровичу, что такого уровня тенор и зачастую сами прислушивались к его пению.

Одесса
последние годы
Еще одна интересная история случилась с Грайром в стенах Одесского театра. В Одессе у Грайра был большой поклонник - машинист сцены, верховой сцены. У него был кабинет наверху, где тот оборудовал запись. В то время записи были большой редкостью. Верховой сцены был грек и большой фанат итальянской музыки, оперы, певцов. Он беспрерывно записывал Грайра на каждом спектакле, концерте и постоянно, когда встречал, звал его к себе в кабинет послушать. Часто заказывал, чтобы Грайр что то выучил и спел, приходил специально к нему на уроки. А потом Грайр случайно узнал, что он эти записи продает под Марио Дель Монако. Но благодаря тому, что он постоянно показывал Грайру свои записи, а записи были мастерские, профессионально-студийные и засчет этого Грайр как-то ориентировался в тех направлениях вокала, которые он избирал, а так же постоянные долгие уроки с концертмейстером по полтора, два часа ежедневно. Помимо этого каждый месяц Грайр давал около 6-7 спектаклей, а оставшееся время занимали гастроли. В общем практики было много. В Одессе в то время была золотая пора оперы. Все время были аншлаги. Приезжали певцы из всего Советского Союза и зарубежные гастролёры.
Годы ГАБТ им. Навои Узбекистана
Рашидов лично пригласил Грайра Грайровича в ГАБТ им. Навои и создал такие условия пребывания Грайру Грайровичу, что звание народного артиста Грайр получил неожиданно. Как-то ранним утром ему сказали: «Ты еще не читал сегодняшнюю газету? Почитай на последней странице». И на последней странице было написано:
«Званием народного артиста Узбекистана удостаивается Артист театра ГАБТа им. Навои Ханеданьян Грайр Грайрович».

В роли предпрофкома в ГАБТе им.Навои

В театре Грайр Грайрович представлял обширный репертуар.
Много занимался, оттачивал свой стиль и вокальное мастерство.
В Ташкенте было очень много интеллигенции. На спектаклях Грайра были всегда аншлаги.
Что примечательно, он впервые там начал работать в консерватории как педагог. Тогда на должность зав. Кафедры пригласили из Ленинграда товарища Барсова. Уровень консерватории был очень хороший, а если сейчас, по словам Грайра Грайровича, взглянуть на консерваторию в Ташкенте - ее можно назвать одной из лучших среди бывших стран СССР. Так же за этот период Грайр совершенствовал и свой композиторский дар. В то время было написано десяток романсов на стихи А. Навои, О. Хаяма и др. Грайр пропел в Ташкентском театре с 1972 по 1980 год.
В роли хормейстера

Аида В ГАБТЕимНАвои Медея Амиранашвили

Кремлевский дворец Сьездов
После того как умер Ашрафи Мухтар Ашрафович - главный дирижер Узбекского театра, уровень в театре начинает падать и Грайр переезжает по приглашению в Орджоникидзе ( совр. Владикавказ, Сев. Осетия). Сначала он приезжает туда на гастроли, а вскоре его приглашают остаться и занять место солиста, с сохранением зарплаты, которую он получал в Ташкенте. И первый спектакль, который ставят с Грайром - это Паяцы. Вскоре был поставлен Отелло, которым, кстати, дирижировал еще молодой Валерий Абисалович Гергиев. Уровень в театре был потрясающий. Там шла и «Аида», и
«Кармен», и «Паяцы», и «Тоска», и «Чио-чио-сан». В те годы Грайр не преподавал официально, но занимался с молодыми солистами театра. Там же произошло судьбоносное знакомство с будущей супругой Грайра Грайровича, Ларисой Абисаловной Гергиевой, которая в то время работала аккомпаниатором в театре.
Недда - Л.Марзоева, Канио - Г.Ханеданьян. Владикавказ

Пермская опера
Годы работыsince19871998
Пермь
Вскоре на постанову «Отелло» Грайра пригласил Пермский оперный театр, и лично Александр Анисимов, который работал в свое время в Минске. Со временем они стали хорошими друзьями. Грайр был приглашен солистом, где проработал вместе с Ларисой Гергиевой с 1987 по 1996 года и исполнил почти весь теноровый репертуар. Так же в Пермском театре состоялось историческое событие: Грайр Грайрович отметил свой 50-летний юбилей, на котором порадовал своих поклонников концертным исполнением своей первой оперы Тамара и Давид, написанной в 1987 году
Война и Мир Пьер Безухов

Мариинский Театр
С 1988 года гастроли в Мариинский театр стали частыми - Грайр Грайрович пел Аиду, Мадам Батрефлай, Пиковую Даму, и в первом концертном исполнении Тоску на итальянском языке (впервые в Мариинском).
Позже пел в Руслане и Людмиле Финна, Агриппу в Огненном Ангеле, горячего игрока в Игроке Прокофьева.
Много гастролировал в этот период в западных странах: выступал в Метрополитен, Ла-скала, Сан-франциско и многих странах.
В связи с обширной гастрольной деятельностью и тесным сотрудничеством с Мариинским Театром, Грайр Ханеданьян решает начать работу в нём. В 1998 году он преходит в штат театра драматическим тенором. Поет Самсона, Германа и Финна до завершения своей карьеры в 2006 году.
С 1998 года является профессором -ныне доцентом кафедры вокала в консерватории им. Римского -корсакого.
В 1998 году пришла идея открыть Академию Молодых певцов при Мариинском Театре.

