Вторник, 21.11.2017, 07:38

Гость Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

54.198.2.110



Главная » Статьи » Рассказы

Мой педагог Грайр Ханеданьян

 

     Филипп Евич

Санкт-Петербургская Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Дипломная работа
     на тему:
«Мой педагог -
Грайр Грайронич Ханеданьян»

 

Содержание:

1.    Предисловие
2.    Биография. Творческая деятельность.
3.    Композиторская деятельность.
4.    Художественная деятельность.Ф
5.    Педагогическая деятельность.
6.    Педагогическая деятельность в

Академии молодых певцов Мариинского Театра
7.    Педагогические принципы.
8.    Работа над музыкой.
9.    Заключение.

1. Предисловие
Известная до боли фраза в последнее время «Нет пророка в своем отечестве», к сожалению, коснулась и оперного искусства.
Пол века назад по телевизорам транслировались красочные постановки  лучших театров, а по радио тотчас доносились голоса выдающихся певцов. Со сцены артисты драматических театров и кино зачитывали стихотворения гениев, а в театрах по их пьесам шли постановки, где ежедневно случались аншлаги. 

После представлений люди обменивались яркими эмоциями, а потом с утра на работе обсуждали новые постановки, со своими любимыми артистами, имена которых знала вся страна.
Деятели искусства прошлых лет были выращены в «парниках» культурной пропаганды, которую взращивали, каждый день поливали, ухаживали, избавляли от вредителей. На что сегодня может рассчитывать оперный артист? Где ему искать пищу для творчества и с кого брать пример? Как найти эстетику оперного жанра и на кого равняться? Кто подскажет верное сценическое воплощение героев оперы?
Сегодня мы можем видеть, как из театров бесследно исчезают прекрасные постановки старых мастеров, которые были пропитаны красотой, смыслом, изяществом, стилем, а на их место приходят современные безвкусные оперные спектакли, которые как пулеметная лента вылетают одна за другой из рук молодых режиссеров. Послушав сегодняшних певцов и сравнив записи, оставшиеся с тех  пор, когда опера, театр и кино были неотъемлемой частью жизни горожан, мы с вами слышим сегодняшние голоса, ничего не выражающие, которые словно роботы бесцветными звуками изображают ноты. Виноваты ли они? Могут ли хорошо петь артисты в условиях безобразных постановок, где смысл порой искажен для того, чтобы сделать хороший «пиар» постановщику? Может ли певец хорошо исполнять романсы выдающихся композиторов не понимая смысла текстов гениальных писателей? Может ли существовать артист, композитор, оперный режиссер без театральной среды, которая бы сегодня его воспитывала?
К счастью жизнь сделала мне большой подарок, как для начинающего артиста и подарила мне педагога, который готов передать весь свой опыт, все знания. Этот человек, как неисчерпаемый клад искусства, который соединил в себе высококлассного певца, артиста, педагога, художника, композитора, человека, который дал дорогу в будущее и привел меня в театр.
Человек, о котором пойдет дальше речь - это «Пророк в моем Отечестве» который привил мне музыкальный вкус и привел в мир оперного искусства.

2. Биография. Творческая деятельность.

Грайр Грайрович родился 6 июня 1939 г. в семье служащего в городе Каменск, Ростовской области. Его отец Ханеданьян Граи:р Айкович 1909 г.р. был выходцем из Турции. Его семья пострадала от турецкого геноцида армян. Родителям Грайра Айковича пришлось скрываться в других странах. Отца убили, а мать отдала своего сына в американский приют и сама эмигрировала в Грецию, а в дальнейшем в Египет. Спустя время Грайр Айкович совершил побег из американского приюта и нашел мать в Греции. По исполнению 20-ти лет решил вернуться в Армению, где его призвали в армию, за время которой он прошел две войны: Русско-Финскую и Великую отечественную в звании офицера-артиллериста, остался жив и дожил до 82 лет, работая после службы высококвалифицированным расточником на автомобильном заводе.
Мать Грайра Грайровича, Парамонова Антонина Михайловна, уроженка г. Тамбова, прожила до 99 лет. Была всю жизнь домохозяйкой и всегда ездила по местам службы своего мужа.
После финской войны, в которой Грайр Айкович принимал участие в составе кавказской дивизии, Антонине Михайловне приходит похоронка о смерти ее супруга и в это время у нее рождается сын, которого она решает назвать именем мужа- Грайр (армянское имя ).

Грайр (армянское "господин" или от [hur] "огонь"+ [ayr] "мужчина", - "человек огня"). Но вскоре выясняется, что отец Грайра Грайровича, попал в госпиталь в Ленинграде, где проходил лечение и спустя какое-то время в средней Азии мать и отец снова находят друг друга после чего переезжают в Баку.
Детство Грайра Грайровича прошло на Кавказе, что несомненно отразилось в будущем на его творчестве (композиция, живопись). После войны его семья еще какое-то время жила в Баку, затем в Кутаиси. Когда Грайру исполнилось четырнадцать лет, отец его отправился во Львов, куда вскоре переехала и семья.
Благодаря тому, что вся семья оказалась во Львове, Грайр стал увлекаться оперой, ведь до этого чем он только не занимался: около десяти легкоатлетических дисциплин, а также гимнастика, волейбол, борьба и всем занимался очень серьезно.
Однако, несмотря на успехи в разных видах деятельности, он пошел работать на автомобильньiй завод «ЛАЗ», чтобы зарабатывать в семью уже какие-то деньги и помогать родителям. На заводе была очень хорошая самодеятельность, которой руководил инженер-плановик Анисим Авраамиевич Борецкий, директор капеллы «Трембита» во Львове и большой фанат вокала. Он начал прививать Грайру оперную эстетику. Сперва он не услышал никакого большого голоса у Грайра и сказал, что если ему нравится, то он может ходить слушать. Грайр посещал все занятия, на которых несомненно ему хотелось что-нибудь спеть.
Однажды на урок никто не пришел и Грайр сам предложил свою кандидатуру. Они попробовали, и оказалось, что голос появился. Мастера были так удивлены красотой голоса, что сразу взялись с ним заниматься. Через месяц наш герой стал основным певцом заводской самодеятельности. Грайра среди рабочих называли заводским Шаляпиным, так как он пел басом, которого старался копировать со старых пластинок.
В дальнейшем Анисим Авраамиевич, можно сказать КРЕСТНЫЙ отец Грайра Грайровича, который дал дорогу в жизнь музыки, за руку отвел Грайра на прослушивание в консерваторию. Но Грайр Грайрович никогда не думал туда поступать и связывать свою жизнь с музыкой. Он признавался, что больше ему нравился балет, но вскоре после исполнений нескольких десятков арий влюбился в оперу.
Что касается родителей, они были далеко от музыки из-за нехватки времени и хотя отец играл и на фортепиано, и на гитаре, и даже сочинял небольшую оперетту, но они ничего не знали об увлечении музыкой своего сына, а тем более о поступлении в консерваторию. А когда Грайр начал увольняться с завода, то у матери была большая трагедия, ведь на то время ее сын получал хорошие деньги, и его могла ждать очень хорошая карьера на заводе по тем временам, на что отец сказал: «Певцы быстро теряют голоса. Чем ты будешь потом заниматься?» - и посоветовал не забывать ему основную профессию и очень удивлялся, говоря: «Что-то я не слышал, чтобы ты когда-нибудь пел? С чего вдруг ты решил?»
Конечно спустя годы Грайр Грайрович не вернулся на автомобильный завод. Кроме занятий пением он так же со свойственным ему азартом и рвением увлекся композицией, рисованием, которые спустя его сложившуюся сольную карьеру сильно увлекают его и сегодня, разбавляя педагогическую работу. Высокая культура, хороший вкус и воспитанность этого человека - это несомненно большой вклад его родителей, которые смотря через призму времени гордились своим сыном.

Годы Консерватории

Грайр Грайрович поступил в консерваторию в 1958 году. Был принят как Бас. В консерватории было три главных педагога по вокалу - это Шелюжко Николай Владимирович (тенор), Кармалюк Павел Петрович, нар.артист СССР (баритон) и Дарчук Остап Иосифович (бас). Они втроем работали во Львовском театре и очень дружили между собой. В начале поступления Грайра курировал Кармалюк. Когда он услышал голос Грайра, то сразу побежал к ректору и по его рекомендации Грайра зачислили в число студентов. Несмотря на то что, его распределили в класс Шелюжко, потому что у него в классе были места, Грайр проводил все время на уроках у Кармалюка и Павел Петрович часто с ним занимался. Грайр Грайрович называет Кармалюка ОСНОВНЫМ педагогом в его профессии и повлиявшим в дальнейшем на его судьбу. Все, что Грайр получил главное в пении, по его словам, он получил от Кармалюка. «Сам пел и своих учеников заставлял петь естественно»,- говорит Грайр Грайрович.
Интересен вокальный путь Грайра Грайровича, ведь он поступал в консерваторию басом, через два года в Львовском театре пел уже баритоном, а в будущем сделал карьеру драматического тенора.
Мысли о баритоне пришли Грайру после того как он послушал Батистини и понял, что искусственно загружает голос, после чего стал петь светлее, легче. На втором курсе Грайр спел баритоновый репертуар на экзамене. Кафедра одобрила.
На третьем курсе Грайр попадает в молодежную труппу Львовского
театра, состоящую из одиннадцати студентов консерватории, как Баритон.
Когда Грайра окончательно захватила работа в театре, ему пришлось бросить занятие борьбой, которой он увлекался довольно серьезно. Он даже входил в сборную Украины по классической борьбе. Тренер горевал,' что Грайр бросает занятия. Его партнер по борьбе потом стал серебряным призером олимпийских игр. Грайр признается, что если бы продолжал заниматься борьбой, то у него были бы все шансы тоже занять пьедестал на Олимпийских играх.
В консерватории Грайр Грайрович начал увлекаться композицией. Этому также способствовал великолепный педагогический состав консерватории. Начиная от Ректора, Колеса Н.Ф., который сам был композитором, был еще и потрясающий теоретический факультет, в состав которого входили такие педагоги, как Всеволод Задерацкий, (впоследствии стал одним из знаменитых теоретиков Москвы), Арсений Николаевич Котляревский, завуч, органист, преподавал теорию музыки, курировал по композиции, Станислав Людкевич - композитор, входит в антологию
современных композиторов.
Так же в консерватории были очень сильные хоровики. Грайр Грайрович пел в студенческом хоре, увлекался хоровым пением рядом с такими музыкантами, как Игорь Лацанич , Стефан Турчак, ставший впоследствии главным дирижером Киевской оперы.
- «Сейчас постепенно измельчали требования к специалистам в консерваториях, например: мне он не нравится, но он потрясающий специалист, поэтому он должен работать. А если будут по поводу, что он хороший специалист, но мне он не нравится и поэтому он не должен у нас работать, то получается то, что получается сейчас.
В Советском союзе критериями были должностные личные качества человека. Профессура была может не совсем «советская», но тем не менее никого не выгоняли. Никого из них не поменяли на советских педагогов, потому что понимали, к чему это приведет». (Грайр Грайрович)

Годы Львовского театра

 

Вощак Ярослав Антонович, главный дирижер Львовской оперы, набрал около 1 О молодых певцов из консерватории, в число которых попал и Грайр Грайрович. Идея создания такой площадки для развития молодых специалистов перешли и стали основой моделью создания Академии молодых певцов Мариинского театра, но об академии немного позже. Львовский театр сыграл для Грайра Грайровича колоссальную роль, ведь он встретил там Михаила Ивановича Торчинского, баса, который был уже на пенсии. Он был великий певец, гастролировал по всему Советскому Союзу. Про него не раз рассказывали старые певцы, которые слышали его, когда были молоды, но со временем все о нем стали забывать. Спустя годы ему дали спеть бенефисный спектакль из Русалки Даргомыжского - Мельника, и как рассказывает Грайр Грайрович: «Я такого никогда не слышал, чтобы голос был такой мягкий, такой сочный, бас, и при этом он так играл. Зал весь плакал. Голос невероятно летучий. У него я очень много взял того, что не надо петь резко, а нужно петь мягко».
После прослушивания в театр, Торчинский сразу подошел к Грайру, начал с ним беседовать, рассказал о себе. Они быстро подружились и Торчинский часто захаживал к Грайру на уроки, давал советы по тем вещам, которые он учил, и потом подсказывал -- что надо учить. Он очень много рассказал о профессии. Это был уже ТРЕТИЙ человек повлиявший на судьбу Грайра Грайровича. В то время Грайру было около 20-ти лет, а старичку около 70-ти, но это не помешало стать им очень хорошими друзьями, стирая возрастные границы. И вопрос о том петь ли тенором Грайру тоже решил Торчинский. Он объяснил чем отличается тенор от баритона и чем отличается высокая тесситура от верхних нот. Они вместе пришли к выводу, что у Грайра тенор, хотя он продолжал петь баритоном до ухода в армию, но отданные два года советским войскам, к сожалению разрушили все то, что было наработано за три года в составе солистов Львовского театра, ведь он уже тогда мог начать делать карьеру тенора, но судьба решила все по-своему.

Армия

Хоть Грайр Грайрович прошел военную кафедру в консерватории, но на момент ее окончания все льготы студентам отменили, что очень сильно ударило по карьере, а самое главное по здоровью, ведь первое, что он там приобрел - это хронический бронхит, который очень пагубен для певца и после ухода из армии это сильно сказалось на вокальном здоровье. Пришлось долго восстанавливаться, что и послужило одним из причин переезда в Одессу, в более теплый и морской климат. За Грайра Грайровича очень переживал Ярослав Вощак - главный дирижер Львовского оперного театра. На тот момент он переехал в Одессу и помог Грайру переместиться, устроив прослушивание в Одесский оперный театр. Грайр решил, что после армии он не останется во Львове, где его так легко отдали в войска.
- «Армия без певцов обойдется», - говорит Грайр Грайрович, - «А вот страна, которая не бережет своих певцов, населена глупыми чиновниками, потому что как боец, я был никакой и меня все равно всегда там освобождали. Поэтому когда я пришел после армии в военкомат, меня спросили, - А какая у вас воинская специальность? - А я был приписан к оркестру, играл на малом барабане. Говорю, - Вас устраивает эта специальность? Они посмеялись и написали - Гранатометчик. Я им говорю, что я этот гранатомет в руках не держал, так что это учтите». Грайр Грайрович часто выступал на концертах, которые вел Богдан Ступка, сослуживец в будущем актер театра и кино, а также Народный артист СССР. Но так, как в оркестре не было ни чтеца ни певца, то официально Богдан был на большом барабане, а Грайр на малом. Если бы не армия, говорит Грайр Грайрович, его карьера возможно пошла бы по­другому, ведь о нем в то время, как о молодом талантливом певце, были наслышаны и в Большом театре, и в Петербурге. Поэтому, как говорит Грайр Грайрович «У меня большая карьера, но другая. Меня знали все директора театров. Я везде гастролировал, но шума по газетам, по радио и телевидению не было».
Почти никогда Грайра не приглашали через Гос.Концерт. Директора звонили напрямую, а тех кого зазывали через министерство, таких как Образцова, Атлантов, о них все время трубили в СМИ. Грайра даже отобрали на стажировку в Ла Скала, но он не поехал, потому что директор Одесского театра сказал: «У нас катастрофа, у нас останавливается репертуар, потому что если Грайр уедет, то некому будет петь». Во Львовский театр после армии Грайр так и не вернулся. Тем более там сменилось руководство. Сменился дирижер. Он был сугубо национальный, и репертуар начал меняться в сторону украинского.

Годы Одесскоrо театра

 В Одессу Грайр переехал 1965 году. В то время в театр пришел новый главный дирижер - Геннадий Пантелеймонович Проваторов. Грайр Грайрович называет его гением среди дирижеров, музыкантов. Он приехал из Москвы, где был главным дирижером Станиславского. С него началась новая эпоха в Одессе. Он начал ставить такие спектакли, как «Сказки Гофмана», которые никогда не шли в Советском Союзе. Самое главное, что они с Грайром Грайровичем подружились, и у них сложились очень хорошие дружеские отношения. Вскоре Грайр перешел из баритонов в тенора, а этому способствовал один интересный случай: Геннадий Пантелеймонович хотел, чтобы Грайр спел Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов», но Грайр не видел смысла возвращаться в басы, ведь он еще со Львова знал, что обладает тенором. Тогда Грайр решил показать Проваторову партию Радамесса, которую он заранее подготовил. После услышанного Геннадию Пантелеймоновичу не надо было второй раз ничего говорить. Он тут же устроил прослушивание, где Грайр спел две баритональных и две теноровых арии, после чего совет единогласно решил, что он тенор. Грайром было поставлено единственное условие, что он сам будет заниматься переходом из баритонов в тенора и никто в этот процесс вмешиваться не будет. Чтобы Грайр не простаивал, он последующий год пел разный репертуар (баритона и тенора).
Первое, что он спел, была партия Канио из оп. «Паяцы», следом Хозе, Каварадосси и Радамес. Вскоре полностью перешел в партию тенора. Лишь спустя несколько лет, когда все баритоны заболели, по просьбе единожды исполнил партию Жермона в «Травиате». И как говорит Грайр Грайрович: «Для меня это не составило труда. Я и сейчас могу спеть басом, баитоном, тенором - не имеет значения. Могу спеть любую партию».
Вскоре Грайр начал наращивать репертуар, и давать сольные концерты. Пиком его выступлений стал концерт, состоящий из 22-ух теноровых арий плюс сверху неаполитанские песни: концерт сильно затянулся. Все это было сделано для того, чтобы скорее утвердиться в теноровом репертуаре. После этого на Грайра посыпались телеграммы отовсюду с приглашениями спеть в спектаклях. Первое приглашение пришло со Свердловска буквально через неделю после «Паяцев» и двух «Кармен». Это были первые гастроли в качестве Тенора. После гастролировал в Тбилиси, Ташкенте и т.д.
В то время в Одесский театр каждый месяц приезжало по два, три гастролера. Гос.Концерт все время приглашал румын, болгар, из Ла Скала, из Канады, вообщем певцов высшего класса. Певцы всегда удивлялись Грайру Грайровичу, что такого уровня тенор и зачастую сами прислушивались к его пению.
Еще одна интересная история случилась с Грайром в стенах Одесского театра. В Одессе у Грайра был большой поклонник - машинист сцены, верховой сцены. У него был кабинет наверху, где тот оборудовал запись. В то время записи были большой редкостью. Верховой сцены был грек и большой фанат итальянской музыки, оперы, певцов. Он беспрерывно записывал Грайра на каждом спектакле, концерте и постоянно, когда встречал, звал его к себе в кабинет послушать. Часто заказывал, чтобы Грайр что то выучил и спел, приходил специально к нему на уроки. А потом Грайр случайно узнал, что он эти записи продает под Марио Дель Монако. Но благодаря тому, что он постоянно показывал Грайру свои записи, а записи были мастерские, профессионально-студийные и засчет этого Грайр как-то ориентировался в тех направлениях вокала, которые он избирал, а так же постоянные долгие уроки с концертмейстером по полтора, два часа ежедневно. Помимо этого каждый месяц Грайр давал около 10 спектаклей, а оставшееся время занимали гастроли. В общем практики было много. В Одессе в то время была золотая пора оперы. Все время были аншлаги. Приезжали певцы из всего Советского Союза. оставшееся время занимали гастроли.

Годы ГАБТ им. Навои Узбекистана

Рашидов лично пригласил Грайра Грайровича в Г АБТ им. Навои и создал такие условия пребывания Грайру Грайровичу, что звание народного артиста Грайр получил неожиданно. Как-то ранним утром ему сказали: «Ты еще не читал сегодняшнюю газету? Почитай на последней странице». И на последней странице было написано: «Званием народного артиста Узбекистана удостаивается Артист театра Г АБТа им. Навои Ханеданьян Грайр Грайрович».
В театре Грайр Грайрович представлял обширный репертуар. Много занимался, оттачивал свой стиль и вокальное мастерство. В Ташкенте было очень много интеллигенции. На спектаклях Грайра были всегда аншлаги. Что примечательно, он впервые там начал работать в консерватории как педагог. Тогда на должность зав. Кафедры пригласили из Ленинграда товарища Барсова. Уровень консерватории был очень хороший, а если сейчас, по словам Грайра Грайровича, взглянуть на консерваторию в Ташкенте - ее можно назвать одной из лучших среди бывших стран СССР. Так же за этот период Грайр совершенствовал и свой композиторский дар. В то время было написано десяток романсов на стихи А. Навои, О. Хаяма и др. Грайр пропел в Ташкентском театре с 1972 по 1980 год.

Годы Орджоникидзе

После того как умер Ашрафи Мухтар Ашрафович - главный дирижер Узбекского театра, уровень в театре начинает падать и Грайр переезжает по приглашению в Орджоникидзе ( совр. Владикавказ, Сев. Осетия). Сначала он приезжает туда на гастроли, а вскоре его приглашают остаться и занять место солиста, с сохранением зарплаты, которую он получал в Ташкенте. И первый спектакль, который ставят с Грайром - это Паяцы. Вскоре был поставлен Отелло, которым, кстати, дирижировал еще молодой Валерий Абисалович Гергиев. Уровень в театре был потрясающий. Там шла и «Аида», и
«Кармен», и «Паяцы», и «Тоска», и «Чио-чио-сан». В те годы Грайр не преподавал официально, но занимался с молодыми солистами театра. Там же произошло судьбоносное знакомство с будущей супругой Грайра Грайровича, Ларисой Абисаловной Гергиевой, которая в то время работала аккомпаниатором в театре.

Пермский театр

Вскоре на постанову «Отелло» Грайра пригласил Пермский оперный театр, и лично Александр Анисимов, который работал в свое время в Минске. Со временем они стали хорошими друзьями. Грайр был приглашен солистом, где проработал вместе с Ларисой Гергиевой с 1987 по 1996 года и исполнил почти весь теноровый репертуар. Так же в Пермском театре состоялось историческое событие: Грайр Грайрович отметил свой 50-летний юбилей, на котором порадовал своих поклонников концертным исполнением своей первой оперы Тамара и Давид, написанной в 1987 году.

Большой Театр

В Г АБТе СССР гастролировал неоднократно: пел «Аиду», «Кармен», Подготовил «Пиковую даму».

Мариинский театр

 

 

 

В 1967 году в Одессу съехались гости, в том числе директор тогда еще Кировского театра, Рачинский Петр Иванович. Он услышал впервые, как поет Грайр Грайрович. От Кировского театра выступал премьер Соловьев, артист балета. После концерта он подошел к Грайру и предложил приехать в Петербург на гастроли. Директор Одесского театра сказал, что только при одном условии - если он его не будет к себе переманивать. В итоге Грайра вызвали на два спектакля «Аиду» и «Кармен». «Аиду» пела румынка Лючия Станеску, была гастролерша с мировым именем (ее сестра Вирджиния Зиани пела в Ла Скала, с которой Грайр тоже выступал в Одессе). Дирижер «Аиды» Джемал Далгат ( его внук Михаил Татарников, главный дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге), а «Кармен» дирижировал Федотов. Это были первые гастроли в Кировском театре. Потом Грайр неоднократно приезжал в театр. Исполнял опять же «Аиду», «Кармен». Почему-то публика сравнивала Грайра с Марио Дель Монако и те, кто помнили те первые выступления, когда Грайр в дальнейшем приезжал, говорили, что у нас было впечатление, что это приехал итальянец. Директор, не смотря на договоренности, конечно же старался переманить Грайра в Кировский театр. Потом его инициативу сменил режиссер Тихомиров, но тем не менее до 90-х годов Грайр постоянно приезжал, как гастролер и пел
«Аиду», « Чио-Чио-Сан».
Неоднократно Грайр ездил на гастроли с Мариинским театром будучи еще Пермским солистом. Вскоре умер директор Пермской оперы, который приходился хорошим другом Грайру и он решил оттуда уезжать вместе с супругой Ларисой Гергиевой. В 1996 году они переезжают в Мариинский театр, а в 1998 открывают Академию Молодых Оперных певцов.
Последнее выступление Грайра на Мариинской сцене состоялось в роли Самсона в опере «Самсон и Далила» под управлением Тугана Сохиева. Тогда Грайру Грайровичу исполнлось 69 лет. Это было личное решение Грайра последний раз выйти на оперную сцену.
«Надо вовремя остановиться. Единственное, это как когда-то был у Марка Рейзена юбилей и он вышел и спел пару романсов на своем концерте и удивил публику, потому что голос молодой, голос свежий, абсолютно не тронутый старостью и что он им владеет, но это не значит я:то надо петь. Да и вообще если с возрастом голос становится старый и начинает качаться - это не значит, что он стареет, это значит что ты им не владеешь». (Г.Г. Ханеданьян)

3. Композиторская деятельность

Введение
Грайр Грайрович занимается композиторской деятельностью уже более 50 лет. Из-под его пера вышли десятки романсов, которые исполняются сегодня для широкой публики Санкт-Петербурга и других городов друзьями и любителями творчества Грайра Грайровича. В его копилке есть несколько опер и балетов, которые нашли свое применение в театрах городов России, таких как Владикавказ, Сочи, Пермь, Москва и конечно города на Неве. Одна из последних его опер прошла на сцене большого концертного зала консерватории им. Глазунова. Сценическая постановка «Египетские ночи», по незаконченному произведению А.С. Пушкина порадовала зрителей своей необычной музыкой и режиссерским решением, где главный в спектакле - это герой, от которого не должны отвлекать зрителя новомодные нагромождения современных режиссеров. Музыка, пропитанная характерной для автора восточной нотой, не раз волновала слушателя, и в этот вечер зал несколько раз взрывался аплодисментами. Зрители высоко оценили талант композитора и несли цветы к сцене, на которую в свой 75 день рождения вышел виновник торжества.

Романсы

Все началось в 1958 году, когда Грайр Грайрович поступил во Львовскую консерваторию, где вскоре начал заниматься композицией. Поначалу, это было скорее увлечением, и Г.Г. не думал о активной композиторской деятельности.
Первые сочинения композитора датируются 1960 годом. Они были написаны на стихи Лермонтова и Тютчева, к поэзии которых он обращается лишь спустя 45 лет. В 2005 году на стихотворение Тютчева написан всего один романс, а на стихи Лермонтова в 2006 издается цикл, включающий в себя шесть произведений. За этот период написано много романсов на стихи Пушкина, в том числе цикл на его стихотворения в 2000 году. Также написаны вокальные циклы на стихи Байрона, Бальмонта.
Далее будут приведены цитаты из работы доктора искусствоведения, профессора, специалиста в области музыкальной фольклористики, этномузыкознания и общей культурологии Беслана Галимовича Ашхотова
«О вокальной лирике Г.Г. Ханеданьяна».
«Одним из важных факторов раскрытия содержания в музыке является национальный колорит, который создает ряд конкретных стилистических и жанровых аллюзий, помогающих семантическому раскрытию музыкального текста. Генетическая память в сознании композитора конкретные символы, идентифицирующие тип культуры, в которой рос автор, и которая формировала его, как художника, языковые элементы, несущие определенную семантическую нагрузку должны иметь место в самом современном по музыкальному языку произведении.
Г.Г. Ханеданьян воспитан на традициях отечественной культуры и западноевропейского музыкального искусства. Данные факты творческой биографии композитора показывают, что армянские корни прямого влияния на его творчество не могли оказать. Действительно в романсах на стихи восточных поэтов Ханеданьян склоняется к витиевато-орнаментальной стилистике, где тонкую изысканно-трепетную мелодику следует воспринимать как фактор влияния восточного орнаментализма русских композиторов на его творчество.
В то же время у автора есть отдельные страницы, имеющие прямое отношение к армянскому мелосу. В частности в романсе «Ты не спрашивай» на стихи М. Акопяна одноголосное вступление и характер последующего фортепианного сопровождения дает ясное представление о монодийной народно-музыкальной культуре. Яркий национальный колорит имеет и параллелизм трезвучий, построенных на II, IV минорной, III с пониженным квинтовым звуком ступенях.
Интонационный строй другого романса «Сонет о страннике» на стихи А. Граши широко включает типичные для армянской песни интервалы увеличенной секунды и уменьшенной кварты. Грайр Грайрович использует и принцип монотоникальности, являющейся отличительной чертой музыки устной традиции армян.
Если в большинстве вокальных сочинений автора наблюдается динамика смены ладовых опорных центров, то «армянские» романсы строятся с одной ладотональной опорой, не допускающей возникновения других, хоть и временных. В этих же случаях композитор демонстрирует закономерности народно-профессионального вариативного музицирования». (Б.Г. Ашхотов)

Оперное творчество

Жанровые пристрастия автора во многом определяются содержанием его основной специальности - вокальным искусством. Как можно было ознакомиться выше, композитор много пишет романсов, однако немаловажное место в его композиторском творчестве занимает оперный жанр.
Из под его пера на сегодняшний день вышло 8 опер, таких как
«Тамара и Давид», написанная в 1987г., «Каин» - 1998г., «Сократ» - 2001г., «Египетские ночи» - 2004г., «Мессия - Сын человеческий» - 2005г., детская опера «Жемчужина Адальмины» - 2010г., оркестровка оперы-баллады
«Ленора» на текст В.А. Жуковского по мотивам баллады И.Р. Цумштега - 2012г., «Андроник- император Византии» - 2013г. Как отмечает Б.Г. Ашхотов:
«Обращает внимание тематика его оперных сочинений: библейский сюжет, судьба античного философа, далекая историческая хроника времен царствования грузинской царицы Тамары и т.д. Такое многообразие содержательности и философская глубина сюжетов, переносимых в оперное творчество свидетельствует о духовной зрелости автора.
В отличие от многих современных композиторов, которые в угоду современной технике письма приближают вокальную линию к инструментальному звучанию, Ханеданьян больше всего стремится к гибкой мелодической линии широкого дыхания, точкой отсчета которой становится поэтический текст. На мой взгляд такой композиционный метод композитор строит исходя из принципа естественности и простоты вокального интонирования, как естественна и проста наша речь, даже если она насыщена пафосом и драматизмом. Иначе говоря, автор вкладывает в основу мелодической линии (в оперной или камерно-симфонической музыке) закономерности речевого дыхания и артикуляции. Синтез слова и мелодии образуют некий алгоритм - музыка направляет к поэтической семантике, а само слово объясняет закономерность выбора комплекса музыкальной выразительности и логику музыкального формообразования.
Естественность высказывания и искренность чувств, составляющие основу парадигматики композиторского творчества, определяют континуальность вокальной линии».
Как сказано выше музыковедом Б.Г. Ашхотовым оперное творчество и его вокальная линия строится посредствам точного выражения в музыке литературного текста, которому подчинено все произведение. Как и в своей педагогической практике, композитор идет от слова, от фразы, от интонации.
Конечно же не вся музыка Грайра Грайровича может нравиться слушателю, так как не многие произведения написаны в традициях композиторов классиков. Скорее в его музыке преобладают течения середины 20-ого века, особенности которых до сих пор еще не понятны многими слушателями, но уже признанны и любимы во всем мире, на основе которых, как мне кажется, композитор и создает свой музыкальный язык:
«Я не профессиональный композитор, а певец и композицией занимаюсь, как хобби. Поэтому пишу так, как мне нравится, не поверяя сегодняшним днем» (Г.Г.Ханеданьян)
В своей музыке Грайр Грайрович создает эмоциональный ряд посредством слов. Возникает некое «пуччинневское» движение мыслей и души, которое постоянно прибывает в неспокойном состоянии, ищет ответы на вопросы. Это очень интересный синтез речевой интонации и переживаний, поисками путей которого в свое время занялся еще сам Даргомыжский, довел до совершенства в своих операх Мусоргский, и продолжившие его опыт Прокофьев и Шостакович. Все это рождает новый уровень музыкального языка, который как новый пласт искусства, закладывается на следующие несколько веков для понимания и осознания современными людьми и нашими потомками.
Как говорит сам Грайр Грайрович в одном из интервью про свою оперу «Сократ»:
«Я писал Сократа языком следующего поколения певцов. Певцы должны владеть интонацией так, как призывал в свое время Шаляпин. Шаляпин открыл в России закон психологической интонации в опере и с успехом им пользовался. Но певцы пошли путем вокализации в меньшей степени занимаясь психологическими вещами: очень трудно отказаться от своего красивого голоса в пользу интонации и психологизма.
Я писал для молодых певцов академии, используя все то, чему их обучают, чтобы они спели эластично, вложил большой запас трудностей в речитативы. А для того, чтобы донести философский смысл, каждое слово должно отчетливо прозвучать и быть услышанным. В «Сократе» ведутся философские разговоры, парадоксальные споры, истина достигается путем логики. Поэтому любое пропавшее слово нарушило бы внимание к этому спору. Этой оперой я даю материал для раскрытия у ребят их возможностей и музыкальных способностей. Конечно же эта опера несет и педагогические цели».

 

 

 
Категория: Рассказы | Добавил: Abisal (14.09.2017)
Просмотров: 45 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Рассказы [15]
Либретто [3]

Новости Мариинского

Наш опрос

Оцените сайт
Всего ответов: 258

Форма входа

Поиск